Павел, Голгофа и конец иудаизма. Часть 2 (статья)

Как следует понимать слова Апостола Павла о том, что в Мессии нет ни Иудея, ни Эллина (Гал. 3:28, Кол. 3:11)? Если буквально, то это высказывание звучит странно. Мы больше не евреи и эллины – не мужчины и женщины? А кто же мы тогда? Всё и во всём Христос – это как? Это непонятно. Ведь Христос-то был и есть еврей, мужчина, и даже в книге Откровения, описывающей самую что ни на есть небесную реальность назван львом из колена Иуды (Откр. 5:5). Мы верим, что Иешуа по сей самый день находится на небесах в своём земном теле. Это тело прославленное – неподвластное смерти, способное проходить сквозь стены, и обладающее другими удивительными свойствами – но, тем не менее, насколько я понимаю, это тело еврейского мужчины. Единственная трансформация, которой оно подверглось благодаря воскресению из мёртвых – это прославление. Как однажды выразился Йосеф Шулам, после воскресения ангелы не пришили Иешуа его крайнюю плоть, обрезанную на 8-й день. И поэтому если мы, верующие в Него – больше не мужчины и не женщины, не евреи и не язычники, то нам хотелось бы получить немного более конкретный ответ на вопрос о нашей идентичности, чем просто «всё и во всём Христос» или «одно во Христе Иисусе» — фразы, которые даются нам в качестве ответа в этих двух стихах (Гал. 3:28, Кол. 3:11). Эти фразы, во-1-х, слишком расплывчаты, во-2-х, не укладываются в наше понимание того, кто такой Иешуа. В-3-х, они противоречат мессианской теологии.

Ведь мы, мессианские евреи, утверждаем прямо противоположное: Мессия не меняет и не упраздняет пол человека. Поэтому как мужчина, уверовавший в Иешуа, не становится ни женщиной, ни гермафродитом, ни бесполным существом, точно так же уверовавший в Мессию еврей не становится ни эллином, ни человеком без национальности. В подтверждение этой точки зрения мы приводим самые разные доводы. Как отдельные стихи из Библии, так и целые теологические конструкции, построенные на них, которые вам наверняка известны, если вы интересуетесь мессианским иудаизмом.

Однако Писание есть Писание. Мы не можем сделать вид, что поскольку изучаемые нами тексты проблематичны для нас, их просто нет или они не важны. Как раз наоборот. Именно потому, что они бросают нам вызов, мы обязаны смириться, в очередной раз напомнить себе, что Слово Божье важнее нашей теологии, и постараться понять их, с Божьей помощью. А поняв, спросить себя, не нуждается ли наша теология в той или иной коррекции с учётом достигнутого понимания.

Я не могу сказать, что сам пришёл к простому, ясному и окончательному пониманию этих текстов, однако хотел бы поделиться некоторыми мыслями насчёт них, которые посетили меня относительно недавно. Начну с выражения «новое творение», которое встречается в посланиях Павла в следующих местах: 2 Кор. 5:17, Гал. 6:15.

Как вы видите, в последнем стихе Павел выражает ту же мысль, которую мы пытаемся понять, только вместо иудей он говорит обрезание, а эллин – необрезание. И этим двум категориям он противопоставляет что-то, что он называет «новое творение». Это выражение напоминает нам о «новом человеке», о котором он пишет в послании к Ефесянам (Еф. 2:15). Но кто это новый человек, сделанный из еврея и эллина? И что представляет собой новое творение, которое противопоставляется им обоим?

Отвечая на эти вопросы, нам придётся запастись терпением, потому что я не думаю, что полные, ясные и исчерпывающие ответы в принципе можно дать уже сейчас. А вот предварительный и расплывчатый ответ, который есть у меня, следующий.

Мы знаем, что окружающий нас мир запятнан грехом. И нам говорят, что Бог возлюбил этот мир и послал Иешуа спасти его. Для нас спасти – значит, освободить от власти греха. Исцелить. Починить этот мир. На иврите починка мира называется тикун олам. И мы стараемся преобразить этот мир, исправить его. И у нас даже что-то получается. Замечательно, не правда ли? Мы понимаем, что до конца исправить мир нам пока не удастся – то есть что все утопии обречены, потому что полностью исправить наш мир сможет только сам Мессия, когда Он установит здесь, на нашей земле, своё физическое, видимое правление. И, в отличие от традиционного иудаизма, мы, мессианские евреи, говорим, что Мессия сделает это не в первый свой приход, который уже состоялся 2000 лет тому назад, а во второй. Что Он скоро вернётся с небес в Иерусалим, в тот же самый город и на ту же самую Масличную Гору, с которой Он тогда вознёсся на небеса. Что вернётся Он не раньше, чем Его собственный народ, еврейский народ, скажет ему не «Сойди с креста, и уверуем в тебя», а «Барух а-ба б-шем Адонай» — благословен грядущий во имя Господа. И что после своего возвращения Он установит на земле своё тысячелетнее Царство со столицей в Иерусалиме. Царство праведности и мира, в котором исполнятся все пророчества ТАНАХа. Лев и ягнёнок будут лежать вместе, дитя наступит на змею, народы перекуют мечи на орала, и так далее.

Всё это так. Однако, как бы прекрасно всё это ни звучало, особенно для наших еврейских ушей – а оно звучит для нас особенно прекрасно, потому что пророки обещали, что в тысячелетнем царстве отольются кошке мышкины слёзки, то есть Израиль наконец-то восторжествует над своими врагами и получит всё утешение, исцеление и благословение, которое ему обещано издревле – так вот, как бы великолепно всё это ни было, это ещё не конец фильма.

Продолжение через неделю. Спасибо. Шалом.


Александр Гольдберг

Поделитесь с друзьями
Share on facebook
Facebook
Share on google
Google
Share on twitter
Twitter
Share on vk
Vk
Share on pinterest
Pinterest
Share on email
Email

Александр Гольдберг

Александр Гольдберг является одним из директоров центра по изучению Библии и иудаизма им. П. Каспари. Главный офис служения находится в Иерусалиме с 1982 г. «Центр Каспари» — это евангельский ресурс и центр подготовки, ученичества и академических исследований, где мессианские евреи и христиане из других народов работают вместе с целью укрепления ...

Смотрите также ...