Павел, Голгофа и конец иудаизма. Часть 1 (статья)

Многие образованные израильские евреи сегодня относятся к Иешуа хорошо. В Диаспоре говорить о нём вслух труднее – там давит стадный инстинкт, но тут, в Израиле можно чуток расслабиться и по крайней мере в компании друзей признать тот факт, что Иешуа, в конце концов, был вполне кашерным евреем. Конечно, он конфликтовал с еврейской религиозной элитой своего времени – но это можно сказать и о многих пророках ТАНАХа. Во всяком случае, это никоим образом не превратило его в гоя. Он жил как еврей и умер как еврей.

Другое дело Апостол Павел. Вот кто был истинный основатель христианства, говорят нам наши критики. Ведь Иешуа, если почитать Матфея, Марка и Луку, проповедовал не себя, а веру в Бога Израиля и соблюдение заповедей Торы. Конечно, он подчас толковал заповеди оригинально – но по сути он всё-таки оставался целиком и полностью в лоне иудаизма. Он жил в Земле Израиля, учил в синагогах, а не на стадионах, и посылал своих учеников только к собственному народу – к потерянным овцам дома Израилева, как он говорил. А вот Павел – совсем другой тип. Он проповедовал веру не только в Бога Израиля, но и в Иешуа, а заповеди Торы – то есть самую сердцевину иудаизма – или отвергал вообще, или задвигал на второй план. Взяв смерть Иешуа за основу, он создал некую модифицированную версию иудаизма, которая, по его замыслу, должна была быть приемлема для всех людей одинаково – как для евреев, так и для неевреев. То есть универсальную религию, в которой нет ни иудея, ни эллина. Неудивительно, что как вообще неверующие в Иешуа евреи, так и крайне правый фланг мессианского движения Павла не любят. Под крайне правым флангом я имею в виду тех, кто, называясь мессианским верующим, призывает нас жить не просто по заповедям письменной Торы, а по ортодоксальной алахе, то есть по заповедям так называемой Устной Торы, и ни за что на свете на назовёт Иешуа Богом.

Но Бог с ними, с неверующими, с критиками и с крайне правыми. Нам-то с вами как относиться к Павлу? Ведь он же действительно говорит вещи, для еврейского самосознания совершенно убийственные. Только послушайте.

Во-1-х, он последовательно ставит евреев и язычников на одну доску. Проповедует одно и то же послание и тем, и другим (Деян. 20:21), а не только евреям. Почему – понятно: он считает, что как те, так и другие – «под грехом» (Римл. 3:9), и решение этой проблемы одинаковое для всех. Он говорит, что в отношении спасения между евреем и язычником принципиального различия нет (Римл. 10:13), то есть что у евреев тут нет никакого преимущества. Также уверовавшие в Иешуа – как евреи, так и язычники – погружены в одно и то же общее Тело Мессии (1 Кор. 12:13). Опять-таки, никаких отличий или преимуществ у евреев нет. Безобразие это, не правда ли?

Конечно. Форменное безобразие, с традиционной еврейской точки зрения. И Павел идёт в нём до конца, и заговоривается настолько, что объявляет не только равенство евреев и язычников, но даже исчезновение еврейского народа в еврейском же Машиахе – как парадоксально это ни звучит. Он говорит – причём неоднократно – что в Мессии нет ни иудея, ни язычника.  (Гал. 3:28, Кол. 3:11).

Как же нам, евреям, на этого проповедника не ополчиться? Форменный антисемит, да и только! Уничтожает еврейский народ голыми руками, полностью растворяя его в Машиахе вместе с язычниками и составляя из них обоих некоего «нового человека» – послушайте, как он об этом пишет: Еф. 2:14-15:

Ибо Он – имеется в виду Мессия Иешуа – есть мир наш, соделавший из обоихто есть из евреев и язычниководно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека

Давид Стерн в своём еврейском НЗ переводит последний стих так: «чтобы из двух групп создать в союзе с самим собой новое единое человечество».

Если в этом новом человечестве по-прежнему есть две хорошо различимые группы – евреи и неевреи – то с ним ещё можно жить. То есть можно говорить о дальнейшем существовании еврейского народа. Но учитывая то, что Павел пишет в общины Галатии и Колосс, становится ясно, что он имеет в виду не это, а что-то другое. Выглядят эти тексты – взгляните на них ещё раз (Гал. 3:28, Кол. 3:11) – так, будто он говорит не о новых отношениях между евреями и язычниками, которые есть теперь благодаря Мессии Иешуа, а о полном упразднении различий между нами.

Многие христиане понимают их именно так. А как понимать их должны мы с вами, мессианские евреи?

Продолжим разговор через неделю. Спасибо. Шалом.


Александр Гольдберг

Поделитесь с друзьями
Share on facebook
Facebook
Share on google
Google
Share on twitter
Twitter
Share on vk
Vk
Share on pinterest
Pinterest
Share on email
Email

Александр Гольдберг

Александр Гольдберг является одним из директоров центра по изучению Библии и иудаизма им. П. Каспари. Главный офис служения находится в Иерусалиме с 1982 г. «Центр Каспари» — это евангельский ресурс и центр подготовки, ученичества и академических исследований, где мессианские евреи и христиане из других народов работают вместе с целью укрепления ...

Смотрите также ...